Администрация города Пушкино, Пушкинского муниципального района, Московской области, город Пушкино, улица Некрасова, дом 5, 993-37-65, info@pushkino-adm.ru.

Промежуточный план

25.06.2016


Постепенно преодолевается метафизическое рассмотрение отдельных пространственных отрезков вне их связи с целым, как это было обычно в живописи эпохи Возрождения. Но в то же время изображение глубины пространства остается у Риберы и здесь, как в предшествующих гравюрах, разорванным на отдельные планы, не связанные между собой постепенными переходами, как это изображалось в картинах эпохи Возрождения.


Яркий рассеянный свет, падающий справа, заливает всю сцену. Тени легкие и прозрачные, свет резко преобладает над тенью. Наиболее затененные места - ствол дерева позади Варфоломея и голова и руки подростка с ножами слева. Интересно, что затененность этой фигуры Рибера показывает густой параллельной штриховкой, которая отнюдь не считается с формой, но под ней он сохраняет другую моделирующую штриховку, так что впечатление пластического объема хотя и ослаблено в этом темном силуэтном пятне, но не разрушено совсем. Рибера всегда старается подчеркнуть материальность изображаемых тел и главным средством для этого считает выявление их пластичности сильной светотеневой моделировкой. Разнообразие, легкость и гибкость штриховки наполняют трепетом жизни каждую форму и вместе с тем передают нам трепет руки самого художника, порывистость уверенных, энергичных и в то же время нервных прикосновений его иглы к пластинке. В данном офорте разнообразие штрихов особенно велико. Моделировка тела исключительна по точности, детальности и мягкости теневых переливов и осуществлена при помощи еле уловимых касаний иглы, дающих то тончайшие короткие штрихи, то мельчайшие точки. Хоите быстро нарастить мышечную массу и убрать жировые отложения? Поможет прием мастерона.


Взглянув на последний офорт 1620-х годов, на лист № 13 под названием «Пьяный Силен», можно отметить, что он выполнен с не меньшим мастерством, чем предыдущий, но и в приемах здесь есть нечто новое, и тема совершенно нова и неожиданна для Риберы. Офорт является вариантом написанной на эту же тему картины, о которой будет речь позже. Справа внизу надпись: «Хосе Рибера, испанец, валенсиец из Сетабена исполнил. Партенопея, 1628».