Администрация города Пушкино, Пушкинского муниципального района, Московской области, город Пушкино, улица Некрасова, дом 5, 993-37-65, info@pushkino-adm.ru.

Железнодорожные линии

30.01.2021


Железнодорожные линии, подобно водным рубежам, разделяли сложившиеся городские территории на два несоединимых берега, заставляя каждую из сторон функционировать самостоятельно. Это влекло за собой нередко полное изменение планировочной структуры окружавших железнодорожные пути местностей. Отмирали ставшие тупиками поперечные связи, приоритетную значимость приобретали улицы и проезды вдоль линий путей. Железная дорога обрастала сопутствующими функциями - различными складами привозного сырья и товаров, вагоноремонтными мастерскими и депо. Если первоначально железнодорожные пути занимали сравнительно небольшие городские территории, год от года, благодаря активному развитию железнодорожного строительства по всей стране, происходил процесс широкомасштабного отчуждения в его пользу прилегающих городских земель. Железнодорожные линии, фактически, планировочно обособлялись от окружающей городской среды, постепенно превращаясь в мощный, самостоятельно функционирующий организм, особую отрасль городского хозяйства.


Устали от одиночества? Зарегистрируйтесь на сайте energozhilstroi.ru и найдите себе пару.


На первом этапе железнодорожного строительства при его проектировании учитывалась необходимость приспособления к сложившейся планировке того или иного города. Например, в Москве отвод земель под железные дороги производился сначала по указаниям центральных органов правительства с привлечением Городской Думы как исполнителя. В дальнейшем права Думы как органа самоуправления были расширены, и ее роль в сложении Московского и других железнодорожных узлов значительно возросла. Тем не менее, на втором этапе железнодорожного строительства в 1880-1900-е годы ясно проявилось и обратное явление - само железнодорожное строительство стало важным фактором преобразования планировки прилегающих городских территорий.


Железнодорожные линии почти на столетие предопределили направления развития градостроительных структур многих исторически сложившихся городов России, характер их функционального зонирования и планировочных связей. Железные дороги с их огромными складскими и производственными зонами, привокзальными площадями стали местами притяжения населения, приобрели роль своеобразных городских общественных центров.